Высокоскоростные суда (HSC)

Высокоскоростное судно (High Speed Craft) - это быстроходное пассажирское судно, также называемое Fastcraft, или Fast ferry. Самым распространенным типом высокоскоростных судов является катамаран.

Большинство судов этого типа используется для регулярных пассажирских перевозок, однако, есть и высокоскоростные грузопассажирские паромы, катамараны, которые также перевозят автомобили, автобусы, большие грузовики и грузы.

Эксплуатационная скорость HSC паромов достигает 40 узлов. Пассажировместимость самых крупных – до 1600 человек.


High Speed Craft
На фото: Jaume III (Высокоскоростной паром компании Balearia)


HSC
На фото: Volcán De Tagoro (Высокоскоростной паром типа ROPAX компании ARMAS)


Отметим, что к высокоскоростным судам (HSC) относятся также суда на воздушной подушке (СВП) и суда на подводных крыльях (СПК).



Суда на подводных крыльях (СПК)

Первые пассажирские перевозки на СПК начались в 50-х годах с появлением советских пассажирских речных судов на подводных крыльях серии «Ракета». Также в этот период появились «Метеоры» (проектов 342, 342Э, 342У).

В 1964 году в СССР были спущены на воду первые «Кометы» — серия первых в этом классе морских  пассажирских теплоходов на подводных крыльях.

Позже, в 70-х на смену пришли «Восходы». Кстати, заметим, что кроме Советского Союза «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию.

В 2013 году российский судостроительный завод «Вымпел» начал готовить проектную документацию, а затем приступил к созданию обновленного судна типа «Комета». И уже в 2018 свет увидел абсолютно новые «Комета 120М».

В ноябре 2016 года два «Восхода» были протестированы на реках Днепр и Южный Буг. Этим в украинских водах аграрная компания НИБУЛОН возобновила движение судов на подводных крыльях. C 2018 года эти «Восходы» являются частью пассажирского флота компании. По состоянию на 2020 г. уже четыре судна эксплуатируются на внутренних водных путях Украины. СПК суда получили названия («НИБУЛОН-Экспресс – 1», 2, 3, 4).


Nibulon-Express 1
На фото: "Нибулон-Экспресс 1"

Принцип движения СПК заключается в том, что находящиеся под его днищем профилированные крылья, при поступательном движении судна создают гидродинамические подъемные силы, которые при большой скорости поднимают корпус судна над поверхностью воды и поддерживают его в таком состоянии при движении.

На стоянке и при движении на малых скоростях суда этого типа удерживаются на воде как и  обычные водоизмещающие суда.