- НАПИТКИ
- НАПИТКИ алкогольные
- НАТРИЕВАЯ СЕЛИТРА
- НЕФТЕПРОДУКТЫ
- НИТРАТ АММОНИЯ
- НИТРОАММОФОСКА
- НИТРОАММОФОСФАТ
НАПИТКИ
Обширная по номенклатуре группа, как правило, пищевых жидкостей, предъявляемых к перевозке в герметической упаковке. По длительности хранения разделяются на две подгруппы: скоропортящиеся, изменяющие свои свойства и ухудшающие качество в результате длительного хранения и поэтому требующие определенного температурного режима при перевозке, и нескоропортящиеся, которые (в обычных условиях) могут храниться в течение длительного времени без заметного ухудшения качества.
По происхождению различают напитки алкогольные (содержащие этиловый спирт) и безалкогольные. С химической точки зрения представляют собой водные растворы или водосодержащие смеси. Все они в том или ином количестве содержат воду, что является важным фактором при морских пере возках. В этом плане основная особенность воды заключается в том, что максимальную плотность она имеет при 4 град., при нагревании или дальнейшем охлаждении она расширяется. Температура замерзания напитков в основном зависит от содержания спирта и колеблется от 0 до минус 40°С. Наибольшее расширение напитков происходит при переходе от жидкого состояния к твердому, что может привести к разрыву тары, поэтому этот фактор надо учитывать при перевозках. Особую опасность при перевозках в условиях низких температур представляют напитки, содержащие углекислый газ (минеральная вода, шампанское, лимонад и т. П.), так как внутреннее давление, возникающее за счет увеличения объема воды при замерзании, еще больше повышается вследствие выделения растворенной углекислоты. Поэтому при перевозках таких напитков, особенно в стеклянной таре, следует соблюдать особую осторожность.
Температуру наружного воздуха минус 5 °С. и ниже следует считать опасной для напитков, не содержащих спирт. Наличие примесей в воде понижает температуру замерзания и за счет сжатия их при понижении температуры общий объем напитков увеличивается меньше или вообще не увеличивается. Так например, при замерзании алкогольных напитков (крепких) наряду с расширением воды происходит сжатие спирта и это сжатие настолько велико, что общего увеличения объема напитка практически не наблюдается. Остальные свойства напитков (касательно ржавчины, отклеивания этикеток и пр.) идентичны см. КОНСЕРВЫ. Предъявляются к морской перевозке в жестяных банках или бутылках (пластмассовых или стеклянных), упакованных обычно в картонные ящики, реже - в специальных пластмассовых ящиках, имеющих гнезда для каждой бутылки. Особая осторожность требуется при перевозках напитков в стеклянной таре. Иногда напитки предъявляются к перевозке в бочках (металлических или деревянных). См. ЖИДКИЕ ГРУЗЫ в таре.
УПО во многом зависит от тары и может составлять:
для напитков, упакованных в картонные ящики и в стеклянные бутылки - 1,3-1,5 м3/т; в пластмассовых бутылках - 1,4-1,6 м3/т; в жестяных банках - 1,4 -1,7 м3/т;
В бумажных пакетах - 1,2-1,5 м3/т.
При предъявлении пакетированной продукции - на 10% больше. Оптимальная температура хранения от 0 до 10 °С. при относительной влажности около 75-80%, режим перевозки обычно уточняется грузоотправителем. Вентиляция для самого груза не требуется и должна использоваться лишь для предотвращения образования конденсата при плавании в сложных метеорологических условиях с целью недопущения подмочки тары.
НАПИТКИ алкогольные
водные растворы этанола (этилового спирта), выпускаемые как алкогольные напитки. Этот термин охватывает все напитки, содержащие не менее 24% этанола (по объему); если содержание этанола более 70%, температура вспышки минус 13-23 °С. ОПАСНЫЙ ГРУЗ. См. ЛВЖ. Класс 3.2; при содержании этанола 24-70% температура вспышки 23-61°С. класс 3.3. Напитки, содержащие 24% этанола и менее не относятся к опасным грузам. В зависимости от тары, в которой они предъявлены к перевозке, см. НАПИТКИ или ЖИДКИЕ ГРУЗЫ в таре. Могут быть предъявлены к перевозке наливом. Включены в список грузов, перечисленных в главе 18 Кодекса IBC ИМО, 1994 г.
НАТРИЕВАЯ СЕЛИТРА
НАТРИЕВАЯ СЕЛИТРА (селитра чилийская, натрия нитрат, азотнокислый натрий). Относится к аммиачно-нитратным удобрениям, содержит 15-16% азота в нитратной форме; бесцветное твердое вещество, гигроскопично, разжижается за счет поглощения влаги, растворяется в воде.
Смеси с горючими веществами легко воспламеняются и могут сильно гореть. ОПАСНЫЙ ГРУЗ. Класс 5.1. СМ. ОКИСЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА. В остальном см. АММИАЧНО-НИТРАТНЫЕ УДОБРЕНИЯ и УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ (твердые).
Часто по согласованию с грузовладельцем предъявляется к морской перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМО, 1994 г. Тара: мешки (бумага, ткань, синтетика) влагопрочные,
УПО-1,0-1,2 м3/т.
НЕФТЕПРОДУКТЫ
НЕФТЕПРОДУКТЫ В таре - продукты переработки нефти, обладают рядом общих свойств, которые следует учитывать при перевозке. Огнеопасность - способность легко воспламеняться и гореть, что определяется в основном температурами вспышки и воспламенения. Температура вспышки - минимальная температура, при которой смесь паров нефтепродукта с окружающим воздухом вспыхивает при поднесении пламени. Температура воспламенения - минимальная температура, при которой нефтепродукт воспламеняется от поднесенного пламени и горит при атмосферном давлении не менее 5 сек.
Нефтепродукты характеризуются также и способностью самовоспламеняться, однако температура самовоспламенения (минимальная температура нагрева нефтепродукта, при которой происходит самовозгорание его паров) измеряется сотнями градусов (от 250 до 500 °С.) и практического значения при перевозках это свойство не имеет. Взрывоопасность - взрыв паров нефтепродуктов при образовании взрывоопасной смеси, т. е. при определенном процентном соотношении воздуха и этих паров. При перевозках нефтепродуктов в таре такая опасность иногда бывает реальной, так как требования РД касательно полной герметизации грузовых мест в отдельных случаях бывают нарушенными.
Токсичность - способность паров нефтепродуктов оказывать отравляющее действие на организм человека. Вредным для здоровья считается воздух, содержащий, например, 0,2% бензина, либо 0,1% бензола, либо 0,3% керосина, либо 0,02-0,04% сернистого газа и т. д. Признаки отравления: нервные припадки, судороги, общее возбужденное состояние, сменяющееся вялостью, головной болью и иногда потерей сознания. Особо тяжелые отравления могут привести к летальному исходу. Испаряемость - способность к уменьшению массы из-за наличия легкоиспаряющихся углеводородов (летучесть) при недостаточно надежной герметизации грузовых мест.
Почти все нефтепродукты имеют специфический запах, который может испортить грузы, восприимчивые к посторонним запахам. Из-за своих свойств в подавляющем большинстве относятся к ОПАСНЫМ ГРУЗАМ. См. ЛВЖ. В зависимости от температуры вспышки класс 3.1 (бензин автомобильный, газолин и пр.) или класс 3.2 (топливо авиационное, для турбинных двигателей, скипидара заменитель и пр.), или класс 3.3 (газойль, керосин, парафин, скипидар и пр.). - Могут иметь дополнительные классы опасности. При температуре вспышки выше 61С могут относиться к классу 6.1, см. ТОКСИЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА или к классу 9. Прочие опасные вещества. См. МОПОГ и МК МПОГ.
Тара: в основном бочки (металл), УПО - 1,6-2,2 мЗ/т.
Особое внимание следует уделять герметичности грузовых мест. Часто многие виды нефтепродуктов предъявляются к морской перевозке наливом на танкерах. Включены в список грузов, перечисленных в главе 17 Кодекса IBC ИМО, 1994 г., если иное не указано в грузе конкретного наименования.
НИТРАТ АММОНИЯ
НИТРАТ АММОНИЯ (аммониевая селитра, техническая; азотнокислый аммоний) - кристаллы, гранулы, небольшие куски; содержит 30-35% азота в аммиачной и нитратной форме. Гранулы размером до 4 мм. Растворим в воде, способствует горению. ОПАСНЫЙ ГРУЗ. Класс 1. См. ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА (если содержание горючих веществ более 0,2%) или класс 5.1. См. ОКИСЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА (если содержание горючих веществ не более 0,2%). Груз является окислителем и пожароопасен. При температуре свыше 200 град. и взаимодействии с серой, серным колчеданом, суперфосфатом, хлорной известью, порошкообразными металлами (особенно с цинком), кислотами и др. разлагается с выделением токсичных окислов азота и кислорода.
Может вызвать загорание горючих материалов и, как следствие, пожар. В случае загрязнения органическими материалами (опилки, бумага, ветошь, крахмал, ткани и пр.), жидким топливом и при пожаре может привести к взрыву. Опасность взрыва может возникнуть также в результате детонации в непосредственной близости от погруженного вещества.
По степени воздействия на организм имеет 4 класс опасности по ГОСТ 12.1.007. При увлажнении коррозионноактивен. Груз слабопылящий, предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны 10 мг/м3. Разделение "отдельно от" горючих материалов (особенно жидкостей), хлоратов, хлоритов, хлоридов, гипохлоритов, нитритов, перхлоратов, перманганатов, порошкообразных металлов, волокнистых натуральных грузов (хлопок, пенька и др.); и "вдали от" источников тепла. Компонент многих ВВ, азотное удобрение и пр.
Тара: барабаны, ящики, мешки - согласно требованию нормативных документов.
УПО - 1,1-1,3 мЗ/т.
Может предъявляться к перевозке навалом только по специальному разрешению компетентного органа страны (при содержании горючих веществ не более 0,2%). Включен в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
НИТРОАММОФОСКА
(азофоска) сложное гранулированное азотно-фосфоро-калийное удобрение розового или серого цвета без посторонних примесей. Массовая доля нитрата аммония 39-40%. Растворимо в воде. Влажность - не более 1%. Слабопылящий груз, при увлажнении становится коррозионноактивным. Не допускается контакт с кислотами, щелочами, окислителями. СМ. УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ (твердые).
Тара: мешки (бумага, ткань, синтетика), УПО - 1,1-1,3 м3/т.
При перевозке навалом груз, опасный возможностью смещения. В зависимости от химического состава, особенно от содержания нитрата аммония, может относиться к грузам перечисленным в Приложениях В или С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
НИТРОАММОФОСФАТ
сложное гранулированное удобрение, размер гранул 1-6 мм. Массовая доля азота до 23%. Влажность - не более 1%. Слабопылящий груз, аэровзвесь взрывобезопасна, при увлажнении становится коррозионноактивным. При температyре выше 200 град. способен к терморазложению, которое может распространиться на весь груз, вызывая при этом выделение преимущественно окислов азота и аммиака. При удалении источника разогрева разложение прекращается. По санитарному ГОСТ 12.1.007 относится к веществам 3 класса опасности. Не допускается контакт с кислотами, щелочами и окислителями. СМ. УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ (твердые).
Тара: мешки (бумага, ткань, синтетика), УПО-1,1-1,3 м3/т.
При перевозке навалом груз, опасный возможностью смещения. В зависимости от состава, особенно от содержания нитрата аммония, может относиться к грузам, перечисленным в Приложениях В или С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.



