Шаттл-танкер, танкер-челнок, также называемый "плавучим трубопроводом" (Floating Pipeline), служит для погрузки сырой нефти с нефтяных платформ, либо судов типа FPSO (судно для добычи, хранения и отгрузки нефти), производящих добычу на глубоководных месторождениях, и последующей ее транспортировке к нефтехранилищам и нефтеперерабатывающим заводам на суше.
Как правило, шаттл-танкеры оборудованы сложной специализированной грузовой системой, расположенной в носовой части судна, позволяющей принимать нефть с оффшорных объектов даже в тяжелых погодных условиях. Также эти суда снабжены системой динамического позиционирования класса DP-I/DP-II. На новых судах могут быть установлены системы класса DP-3.
Первые челночные танкеры эксплуатировались в Северном море еще в 70-х годах, они были спроектированы в качестве альтернативы подводным трубопроводам. В настоящее время они уже широко распространены в оффшорном секторе.Челночные танкеры значительно отличаются от обычных нефтеналивных танкеров. Они используются в основном в регионах с более жесткими климатическими условиями, и должны быть способны производить погрузочные операции и маневрировать самостоятельно без поддержки буксиров в любых погодных условиях.
Только в регионах с относительно «спокойными водами», таких, как Западная Африка или некоторые районы Юго-Восточной Азии, для операций по загрузке сырой нефти с оффшорных объектов могут использоваться обычные танкера. Часто такие операции проводятся при поддержке вспомогательных буксиров.
Shuttle tankers отличаются наличием двух либо трех носовых подруливающих устройств, а также кормовых, снабжаются ВРШ. Конструкция корпуса значительно усилена. Длина может составлять порядка 230-270 метров. К этим танкерам предъявляются более жесткие требования и стандарты, соответствующие оффшорной индустрии.



