Шаттл-танкер (танкер-челнок)

Шаттл-танкер, танкер-челнок, также называемый "плавучим трубопроводом" (Floating Pipeline), служит для погрузки сырой нефти с нефтяных платформ, либо судов типа FPSO (судно для добычи, хранения и отгрузки нефти), производящих добычу на глубоководных месторождениях, и последующей ее транспортировке к нефтехранилищам  и нефтеперерабатывающим заводам на суше.

Как правило, шаттл-танкеры оборудованы сложной специализированной грузовой системой,  расположенной в носовой части судна, позволяющей принимать нефть с оффшорных объектов даже в тяжелых погодных условиях. Также эти суда снабжены системой динамического позиционирования класса DP-I/DP-II. На новых судах могут быть установлены системы класса DP-3.


Шаттл-танкер
FPSO Anasuria и Loch Rannoch DP shuttle tanker (Фото: sbmatlantia.com)

Первые челночные танкеры эксплуатировались в Северном море еще в 70-х годах, они были спроектированы в качестве альтернативы подводным трубопроводам. В настоящее время они уже широко распространены в оффшорном секторе.Челночные танкеры значительно отличаются от обычных нефтеналивных танкеров. Они используются в основном в регионах с более жесткими климатическими условиями, и должны быть способны производить погрузочные операции и маневрировать самостоятельно без поддержки буксиров в любых погодных условиях.

Только в регионах с относительно «спокойными водами», таких, как Западная Африка или некоторые районы Юго-Восточной Азии, для операций по загрузке сырой нефти с оффшорных объектов могут использоваться обычные танкера. Часто такие операции проводятся при поддержке вспомогательных буксиров.


Шаттл-танкер
Nancy Knutsen (Photo: Knutsenoffshoretankers.com)

Shuttle tankers отличаются наличием двух либо трех носовых подруливающих устройств, а также  кормовых, снабжаются ВРШ. Конструкция корпуса значительно усилена. Длина может составлять порядка 230-270 метров.  К этим танкерам предъявляются более жесткие требования и стандарты, соответствующие оффшорной индустрии.