Перерабатывающие суда (англ. Factory ship / Fish processing vessel) предназначены для приема и переработки улова от добывающих судов. Также они снабжают рыболовные суда топливом и продуктами, обеспечивают их экипажи медицинским и культурно-бытовым обслуживанием в условиях экспедиционного промысла. Они принимают от добывающих судов рыбное сырье и перерабатывают его, а именно, выполняют (замораживание, приготовление филе, посол, изготовление пресервов, консервов и т. п.). Продукцию переработки передают на транспортные рефрижераторы и транспортируют в порт.
Перерабатывающие суда подразделяются на рыбообрабатывающие базы (сельдяные, универсальные и специализированные) и производственные рефрижераторы.
Длина судна 179,93 м, водоизмещение 32096 тонн. Плавбаза может выпускать до 500 тонн мороженной продукции
Рыбоконсервные (рыбообрабатывающие) плавучие базы – это крупные экспедиционные рыбопромышленные суда водоизмещением в среднем от 10000 до 15000 тонн. Эти суда имеют несколько палуб и развитые надстройки. Внутренние помещения их делятся на служебные, жилые, общественные, производственные и грузовые. В производственных помещениях размещаются цеха по обработке улова.
Рыбоконсервные плавучие базы оборудованы рыбообрабатывающими машинами и механизированными линиями для разделки и производства консервированной рыбы и икры, также на борту имеются установки для выпуска рыбной муки и жира из отходов. Так что производство практически безотходное.
Плавучие базы имеют развитые цистерны для топлива и масел, кладовые для провизии и других запасов для снабжения судов в районе промысла. Большие площади отводятся под жилые помещения экипажа и производственного персонала, достигающего на таких судах порой до 400 человек.
Рыбоконсервные заводы — это суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, производящими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами. Производительность этих индустриальных плавучих гигантов может доходить до 400-500 тонн мороженной продукции в сутки и до 300 ТУБ консервов (ТУБ — это «тысяча условных банок»). Экипажи рыбоконсервных заводов могут достигать 700 человек.
Консервная продукция, которая вырабатывается непосредственно в районе промысла на рыбоконсервных плавучих базах, из свежего сырья, по потребительским характеристикам значительно лучше той, что производится на береговых предприятиях, производство на которых идет из размороженной свежезамороженной рыбы. Если вдаваться в детали – в процессе замораживания разрываются ткани, кристаллизация льдом их разрушает, и межклеточный жир вытекает. Ключевое отличие рыбы, которая обработана в море, а не на берегу, в том, что она не подвергается этому процессу.
Также стоит упомянуть такой тип как рыбопромысловая база, такие суда снабжены рыбопоисковой аппаратурой и специальными устройствами для размещения на борту, спуска и подъёма небольших судов-ловцов. В 1972-м году в СССР была построена крупнейшая в мире рыбопромысловая база "Восток", рассчитанная на автономную работу в районах промысла, отдалённых от портов базирования на 10 тыс. км. Водоизмещение "Востока" составляло 43,4 тыс. тонн, длина 224 м. Экипаж базы состоял из 500 чел. "Восток" нес на борту 14 судов-ловцов, рассчитанных на экипажи по 5 человек.
Еще одним типом перерабатывающих промысловых судов являются производственные рефрижераторы (ПР) (англ. Refrigerating factory ship), которые служат для приема и обработки рыбы-сырца в море от добывающих судов, не имеющих технологического и морозильного оборудования. Обслуживая удаленные районы промысла, производственные рефрижераторы обеспечивают добывающие суда промснаряжением и продовольствием. Готовую продукцию они передают на транспортные рефрижераторы или транспортируют ее на береговую базу самостоятельно.
Водоизмещение больших производственных рефрижераторов достигает 10000 т, среднетоннажные - до 5000 т. Каждое из крупных судов (ПР) может замораживать до 100 т рыбы в сутки.
Если промысел ведется в отдаленных районах – в этом случае используются промыслово-производственные рефрижераторы, которые в дополнение осуществляют траловый лов рыбы.



